В ответ на статьи нашей тестовой лаборатории мы получаем внушительное количество откликов, в которых есть как благодарности, так и доля упрёка и иронии. Если охарактеризовать их кратко, то смысл сводится к следующему: хватит витать в облаках фотопечати, народу нужна цветная «раздатка» об установке пластиковых окон. Желательно быстро, дешево и с минимальными стартовыми затратами.
Мы понимаем, что большинство авторов таких писем не работали ещё профессионально на рынке печати. Cкладывая оптимистичные показатели по пробегу принтеров и стоимости самых дешёвых чернил, они видят красивые цифры, согласно которым, вгоняя рынок в демпинг полноцветными листовками с 50%-ной заливкой по 3 руб. за штуку с тиражом в 100 штук, за день-два работы смогут получить прибыль более 5 000 руб.
Оставим в стороне ёмкость этого рынка: в принципе, в регионах он развит достаточно хорошо. Как бы то ни было, вопрос актуален, и, выполняя пожелания наших клиентов, постараемся сделать обзор бюджетных решений для данного направления деятельности.
Остановимся только на технических и экономических аспектах указанного вопроса, а также попробуем уберечь от слишком оптимистичных подходов в оценке производительности и ресурсоёмкости предлагаемого решения.
Итак, что же нужно для печати листовок? В первую очередь пигмент, чтобы изображения не смывались на улице под дождём или при контакте с мокрыми руками. Необходимы высокая скорость и низкая себестоимость печати, а также минимальные стартовые вложения.
Сразу поясним, в расчётах 50%-ное заполнение листовки взято не с потолка, при существенно более высоком проценте заливки струйная печать на офисной бумаге сморится неприглядно и напоминает дешёвую поделку для расклейки на фонарных столбах.
Итак, вот кого мы выбрали на роли претендентов.
Принтер обладает приемлемой скоростью печати, лёгкой заправкой и довольно низкой стартовой ценой (в районе 8 000 руб.). При работе с потоковой печатью средний ресурс составляет около 30 тысяч (статистические данные) полноцветных оттисков при 50%-ном заполнении.
Принтер 4-цветный, все красители пигментные, в общем, уникальное предложение. Заявлена высокая месячная загрузка принтера, вопросы вызывает лишь ресурс печатающей головки. Официально он не заявлен, ориентироваться можно только на рекомендуемую нагрузку и срок гарантии.
Путём нехитрых вычислений получаем около 50 тысяч копий (правда, совершенно непонятно, при каком заполнении). Но и стоит принтер дешевле (в районе 4 000 руб.), к тому же известный факт, что печатающие головки от HP обычно работают дольше назначенного срока. В пользу данного принтера говорит и большая ёмкость кассеты для бумаги, и высокая скорость, а также официально заявленная пиковая месячная загрузка (до 20 тысяч оттисков), которая позиционирует эту модель как средство отличного бумагомарания.
Несмотря на то, что в последний год фирмой EPSON была выпущена достаточно широкая линейка офисных принтеров, предназначенных для работы на пигментных чернилах, ситуация для людей, печатающих партии листовок, сильно не изменилась. В целом у всех новых моделей один общий недостаток – это узел подачи бумаги, спроектированный в стиле офисных систем HP/Canon (нижняя кассета с бумагой). Но он отвратителен и начинает показывать свою «сырость» уже через 10 – 15 тысяч копий.
Ну а в принтере L800 узел подачи – «просто сказка!» – вскрикнут даже скептики.
И будут совершенно правы: подача в L800 не ахти, но это наследник серий T50/P50, где механизм подачи бумаги достаточно изучен и разобран по полочкам.
Даже начинающим пользователям, имеющим минимальные технические познания, не составит труда его почистить, отрегулировать – в общем, привести в рабочее состояние.
Конечно же, фирма EPSON как может «заботится» о печатном бизнесе, и, по статистике за прошедший год, принтеры L800 имеют более низкий ресурс по сравнению со своими предшественниками, моделями T50/P50.
Параметр наработки имеет приличный разброс, который в большинстве случаев сильно зависит от квалификации специалистов, обслуживающих принтеры, но минимальная беспроблемная наработка колеблется в районе 25 – 30 тысяч копий.
Амортизационные расходы при таком пробеге составят около 32 коп. на одну копию. Конечно, после 25 тысяч принтер можно полностью разобрать, смазать, почистить – это оттянет его кончину на 5 – 10 тысяч копий и существенно снизит расходы на амортизацию оборудования.
Есть сведения, что таким образом принтеры нарабатывали весьма приличный ресурс. Но в расчётах мы на это опираться не будем. И вам не советуем. Удалось продлить ресурс принтера – ОТЛИЧНО, лишняя прибыль в карман.
Обращаем внимание: типичная ошибка людей, входящих в этот бизнес, – излишняя оптимистичность в отношении пробега оборудования. Обычно она связана с чтением форумов, где старожилы печатного бизнеса хвастаются пробегами в сотни тысяч копий на бытовых аппаратах.
Ещё один немаловажный плюс выбранной модели – это быстрый старт: просто наливаем пигментные чернила в доноры, включаем функцию заправки, 20 минут ожидания – и всё, аппарат полностью готов к работе. Никаких трубочек, грязных рук и прочих прелестей СНПЧ. Хотя, если планируете печатать на полную катушку, минимальные доработки всё-таки произвести надо – речь о выводе отработки из принтера. Более детально описано здесь.
К большому сожалению, хит HP8000 более недоступен, и его место заняла модель HP8100 – полностью переработанный принтер, даже в некотором роде тихая революция. Более подробно можно почитать здесь. Но всё равно это довольно удачный выбор. Изначально принтер ориентирован на офисную печать пигментными чернилами с высокой скоростью и удовлетворительным качеством.
К сожалению, по принтерам HP нет столь обширной статистики по наработке при потоковой печати. Но механизм подачи бумаги в принтерах этой фирмы лучше и продуманнее, чем в моделях компании EPSON. Скорее всего, сказывается огромный опыт фирмы HP в конструировании офисных моделей.
Что можно сказать об общем ресурсе принтера? Если провести аналогию со всей продукцией HP, то, вероятно, можно рассчитывать на беспроблемный пробег около 30 – 35 тысяч копий, что в итоге даёт около 12 коп. амортизационных расходов на одну копию.
Опять же ресурс печатающих головок может быть продлён путём бережного к ним отношения, периодической промывки, выравнивания нагрузки и т. д. Что касается механики принтера, она сделана на совесть и не создаёт никаких неудобств, кроме периодической чистки и смазки.
Но повторим: ни в коем случае не следует закладывать перечисленные возможности как штатные бизнес-схемы для вашего бизнеса, поскольку всё это требует определённого опыта и времени.
Увы, штатной СНПЧ к этому принтеру нет, приходится либо работать руками и головой, либо приобретать готовое решение. Обзор возможных путей решения проблем описан здесь… В случае покупки готового решения необходимо увеличить затраты на принтер.
Если оптимизм юных разрушителей рынка ещё не улетучился, продолжаем расчёты стоимости копии листовки формата A4 при использовании струйной печати с 50%-ной заливкой.
Дальше, конечно, всё проще. Добавляем бумагу, чернила и технический брак – куда же без него родимого.
бумага «SvetoCopy» 0,25 руб. + амортизация принтера 0,32 руб. + чернила DCTec 0,82 руб. + брак при печати (около 10 %) = 1,52 руб.
Если печать идёт в режимах фото или выше, можно использовать более дешёвый пигмент
бумага «SvetoCopy» 0,25 руб. + амортизация принтера 0,12 руб. + чернила DCTec 0,92 руб. + брак при печати (около 10 %) = 1,41 руб.
Как видно, несмотря на кажущуюся значительную разницу в цене принтеров, итоговая себестоимость отпечатка практически идентична. И кстати, это голые материалы и амортизация оборудования. В расчёт не включены затраты на аренду, электричество и т. д. Не сделано это осмысленно, т. к. в разных регионах цифры могут отличаться более чем на порядок. Надеемся, что данные примерные расчёты уберегут от промахов в ценообразовании и бездумного демпинга рынка.
Заострим внимание на этом аспекте. Все замечательные расчёты по прибыли по 1 руб. за лист A4 не имеют никакого смысла, если не будет заказов.
А их может и не быть: чем дальше мы отдаляемся от КАД городов-миллионников, тем менее значимыми становятся стандартные методы рекламы. Причин этому много, и детальное описание состояния дел в рекламной отрасли на периферии потянет, пожалуй, на отдельный трактат.
Ну а юным разрушителям офсетов надо понять одну прописную истину: рынок данной продукции ограничен, и он не вырастет вследствие демпинга. Рынок листовок может расти, и, в принципе, это и наблюдается до определённых объёмов. Когда появляется относительно доступный канал производства подобной продукции, многие заказчики пробуют напечатать листовки, так сказать, смотря на соседа. Рост обычно продолжается несколько месяцев, а потом поток заказов может резко иссякнуть, т. к. вложения в рекламу не оправдываются.
Далее, сейчас не 2000 год, и многие владельцы бизнеса сами покупают цветные струйные или лазерные принтеры и печатают себе необходимое количество материалов. И они также прекрасно знают, что такое тонер или СНПЧ.
Мы не хотим запугивать, но всегда надо стараться трезво оценивать перспективы. Как минимум осмотритесь вокруг себя: в каком виде выпускается печатная продукция в вашем регионе? Попытайтесь заказать продукцию своего предполагаемого качества и количества у конкурентов, вполне возможно, что данный сегмент рынка уже плотно освоен.
Чтобы понять, что, собственно, печатают на периферии, мы специально провели исследование в небольших городах с 30 – 150 тысячами населения в Ленинградской и Московской областях.
Большинство листовок были выполнены не дизайнерами-профессионалами, скорее, вёрстку и наполнение делают сами заказчики (или их хорошие знакомые).
Есть, конечно, исключения, но мы выбрали именно сегмент недорогой печати (дешёвый офсет, струйка, лазерка). Множество листовок были сделаны в приложениях типа MS Word с использованием для оформления стандартных клипартов.
Ну и чтобы при анализе быть как можно ближе к реалиям целевого рынка и тестировать печать не на каких-то искусственно созданных тестах, мы попытались синтезировать типовые листовки в цвете.
Просим не судить строго, но это действительно типичные примеры листовок, расклеиваемых в подъездах.
Стандартный формат рекламной продукции в указанном сегменте – это A5 или меньше. Связано это, скорее, с ценой продукции. Ещё один интересный факт: очень мало где мы замечали чистый рез от гильотины, в массе своей листы (скорее всего, A4) были разрезаны ножницами или ножом по линейке.
Ну и, конечно, отдельно стоит отметить листовки, напечатанные с помощью водных чернил : эти оплывшие листочки скорее служат антирекламой для фирмы, чем средством привлечения клиента. Причём такая продукция встречалась везде – подобные листовки были в каждом городе.
Как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаем вашему вниманию два коротких видеоролика, с помощью которых вы самостоятельно сможете оценить данный параметр.
HP8100 показывает скорость около 300 листов A4 в час. L800 – это медленный фотопринтер, но, если придерживаться простых рекомендаций, предложенных выше, можно стабильно печатать около 100 листов A4 за 30 мин.
HP Officejet Pro 8100
Ниже представлены “сканы” с листовок, которые участвовали в тестировании принтеров. Напоминаем, качество печати “нормальное”, скорость около 300 оттисков A4 в час. На сканах представлен только один отпечаток A5. Отпечатки взяты из большой пачки, специально не выбирались, в общем, типовое качество печати.
Как видим, на изображениях, конечно, имеют место ряд недостатков: это крупный растр, нитевидные пропуски дюз, связанные с однопроходной печатью и т.д. Но с другой стороны, если не ползать носом по оттиску, эти недостатки не заметны. Итоговое качество печати вполне ожидаемое для данного вида продукции и обозначенной цены.
Epson L800
Ниже представлены “сканы” с листовок, которые участвовали в тестировании принтеров. Напоминаем качество печати “нормальное” скорость около 100 оттисков A4 за 30мин. На сканах представлен только один отпечаток A5. Отпечатки взяты из большой пачки, специально не выбирались.
Epson L800 это всё-таки фотопринтер, и даже в режимах быстрой печати это чувствуется. Растр более мелкий, переход цвета более плавный. Но нитевидные выбивания дюз при скоростной печати портят в целом хорошую картину.